Зал 4

Кижский погост.

Фрагмент работы " Ансамбль Кижского погоста как единое градостроительное образование в Онежских шхерах"

 

От автора:

-Данная фрагментарная публикация не включает в себя основную суть работы, так как это является моим авторским "ноу-хау". Здесь просто собраны фрагменты описаний архитектуры и природы Кижей и иллюстрации, сделанные мной, что может быть интересно широкому кругу посетителей Музея. На приведенных иллюстрациях нет привычных туристических видов Кижей - их можно найти в Сети или книжках. Почти все фотографии здесь - специфические иллюстрации к тексту. Надеюсь, эти материалы кому-нибудь пригодятся. Если вы захотите узнать подробнее об этом исследовании, пишите мне - я с удовольствием поделюсь любыми материалами!Аристофан.

 

Схема ансамбля Кижского погоста:

Схема объектов погоста

  1. Ансамбль Кижского погоста.
  2. Сенная Губа. Никольская церковь.
  3. Знаменская часовня в Корбе.
  4. Часовня Кирика и Улиты в Воробьях.
  5. Часовня в Телятниково
  6. Часовня в Кургеницах.
  7. Духовская часовня на Нарьиной горе.
  8. Успенская часовня в Васильево.
  9. Часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы в Подъельниках.
  10. Часовня Петра и Павла в Волкострове.
  11. Часовня иконы "Богоматерь всех скорбящих радости" в Еглово.
  12. Часовня в Гарницах.
  13. Леликово. Ильинская церковь.
  14. Деревня Ямка.
  15. Деревня Щепино.
  16. Деревня Шлямино.
  17. Деревня Зубово.
  18. Деревня Речка.
  19. Деревня Оятевщина.
  20. Деревня Ерсенево.
  21. Деревня Боярщина.
  22. Деревня Мальково.
  23. Деревня Дудниково.
  24. Деревня Лахта.
  25. Деревня Евеснаволок.
  26. Деревня Ошевнево.
  27. Деревня Маньшино.
  28. Деревня Патаневщина.
  29. Деревня Середка.
  30. Деревня Сычи.
  31. Деревня Плешки.
  32. Деревня Голиково.
  33. Деревня Лонгасы.
  34. Деревня Клементьевская.
  35. Деревня Мигуры.
  36. Деревня Ерницкий Остров.
  37. Деревня Леликово.
  38. Деревня Хутор Шведа.

 

 

...На сегодняшний день наиболee полное исследование по выявлению принципов и приемов архитектурно-пространственной и ансамблевой организации жилой среды в природно-географических условиях русского Севера провел Ю.С. Ушаков. В его масштабной работе есть глава, посвященная структуре и организации Кижского ансамбля. Не лишним будет ее привести:

"Крупные северные озера богаты и островами. Селения, местом для размещения которых выбраны были острова, отнесены к подгруппе островных. /.../

Открытость островов просторам озера подсказала народным зодчим мысль о размещении здесь центров больших озерных погостов. Классическим примером решения подобной композиции может служить б. Кижский погост (Медвежьегорский район KACCP). Достаточно взглянуть на карту Онежского озера, чтобы понять, как удачно было выбрано место для селений Спасского Кижского погоста Обонежской пятины. Новгорода. Его деревни разместились вдоль пролива шириной 2-3 км, соединяющего две части Онежского озера - Большое и Малое Онего. Холмы и леса Заонежского полуострова с запада и Большого Климецкого острова с востока хорошо защищали пролив и селения от ветров. Этим проливом, относительно спокойным даже при сильных ветрах, шел судовой ход вдоль озера Онего. Центр погоста был размещен в середине пролива на узком острове Кижисаари /6х1,5км/.

Вид ансамбля вблизи

Место для него выбрали в узкой южной части острова, где в 1714г. в честь победы над шведами была срублена пятиярусная 22-главая Преображенская церковь. Ее 37-метровый пирамидальный силуэт хорошо виден из окрестных деревень и с водных дорог озера. Рядом с ней встали клетская церковь Покрова, замененная в 1764 г. ныне существующей девятиглавой, и шатровая колокольня.[9,22] С трех сторон - южной, восточной и северной - центральный храмовый ансамбль был поддержан шатрами часовен в деревнях Корба, Воробьи и Васильево (последняя - на территории острова). И, наконец, еще севернее, как бы замыкая собой территорию погоста, - еще два акцента: часовни в деревнях Подъельники и Волкостров. Небольшим, но разнообразным по силуэту объемам часовен в Корбе, Воробьях и Подъельниках помогают вертикали еловых рощ. Четкие контуры храмового ансамбля и часовен с рощами образуют своеобразную систему створных знаков, помогающих ориентироваться в обширном пространстве пролива среди множества островов, быстро находить фарватер и нужное направление даже в пасмурную погоду.

На подходе с корабля

Умелая архитектурно-пространственная организация селений Кижского погоста подтвердилась после первоначальной неудачной организации /в I954 г./ на территории острова музея деревянного зодчества KACCP под открытым небом Памятники, перевезенные сюда из других мест Карелии и поставленные вблизи Кижского ансамбля, грубо нарушили всю зрительную систему взаимосвязи селений".[28]

История и архитектура Кижского погоста

На протяжении многих столетий Кижи играли роль культурного, аграрного и административного центра Заонежья. Название острова имеет общий корень с карельским словом "кижат" /Kizat/ - игрища. Предполагается, что местное население еще в глубокой древности собиралось на острове для проведения культовых обрядов. Одно из первых поселений на архипелаге возникло на острове Кижи, пологий рельеф которого был причиной того, что он был вскоре полностью очищен под пашню. С ХVI века остров становится центром Спасского погоста. Тогда же на острове уже были построены две деревянные церкви - Преображения Спасова и Покрова Пресвятой Богородицы. [25]

Погост был основной административной единицей Карелии в XIII--ХIV веках. Термин "погост" употреблялся в двояком значении. Так называли место, на котором стояла церковь с прилегающим к ней кладбищем. Именно как кладбище погост известен в наши дни. Было и другое, главное значение этого словца. Оно обозначало сельский административный округ, группу деревень, связанных общим управлением. В центральном селении погоста возводили церковь. "Храм, - писал известный историк Русского Севера М. Богословский, - служил объединяющим центром для разбросанных вокруг него селений, потому что был... местом совершения не только религиозных, но и всякого рода правительственных актов и гражданских сделок. Название "погост" с части распространилось на целое, с пункта, где находился храм, на весь округ, тянувший к этому храму".

Тяжелым испытанием для Карелии и Заонежья была вторая половина XVI века - сначала голод и мор, а позже набеги иноземцев, послужили причиной разорения края. "От голоду и от зябели и от мору... дворы на тех деревнях все сгнили, а крестьяне вымерли, а иные разошлися... а поля и пожни лесом поросли в бревно" -отмечает летописец. Пограничное положение заставляло всегда быть начеку - по условиям Столбового мира со Швецией в 1617 г. граница между государствами прошла вблизи Кижей. Поэтому в середине XVII века вокруг погоста возводятся высокие рубленные деревянные стены и сторожевые шатровые башни - вежи.

В середине ХVII века "погост Спасский в Кижах на Онеге озере на острову" объединял около 130 деревень. Крупнейшими из них были Сенная Губа, Космозеро, Типиницы, Великая Губа, существующие и сейчас. Население погоста превышало одиннадцать тысяч душ, он охватывал территорию, доходившую до шестидесяти верст в округе.

В конце столетия погост был разделен: выделились Кижская, Великогубская и Корельская трети. Кижская треть объединяла острова Клименецкие и Леликовский, а также северо-западное побережье Заонежского полуострова. Крупными селами здесь были Сенная Губа, Леликово, Конда и Волкостров.

Земли Кижского и Шуйского погостов были богаты железом, издавна ставшим предметом добычи и обработки. В местных кузницах выделывались ножи, топоры, замки и другие предметы хозяйства и быта, находившие спрос по всему Северу. В начале ХVII века большим спросом на Тихвинской ярмарке пользовались кижские ножи.

В конце XVII века крестьян Кижского погоста приписывают к железоделательным заводам Бутенанта. Им вменялось в обязанность заготавливать лес, древесный уголь и железную руду. В ответ на царский указ кижане "заводам не дались", учинили "многую противность и бунтовство". Для их усмирения в Заонежье были приведены новгородские стрельцы. Появление стрелецких сотен заставило крестьян вооружиться: они "учинили бунт и у церкви Преображения били в колокола всполох, и собрались из деревень с дубьем и кольем". И в 1703 году заводчик отказался от мысли продолжать свое дело. [27]

В 1769 году, во время войны с Турцией, в Заонежье был заложен пушечный завод. Все работы возлагались на крестьян. Безмерно возросшие заводские повинности не оставляли крестьянам возможности управляться с ведением своего хозяйства. Назревал бунт.

Кижские крестьяне заявили служителям заводов, что они не подчинились требованиям начальника, "а вас посланных и наипаче слушать не будем". Протест Кижского погоста подхватили крестьяне Толвуи, Типиниц, Кузаранды, Фоймогубы и Вырозера.

В 1771 г. в Кижи был послан отряд мушкетеров и гренадеров для усмирения восстания. В отряд на требование дать подписку о согласии выйти на работы крестьяне собрались в ограде погоста на многолюдное собрание - суем. Залп из пушек заставил кижских крестьян дать подписку о возвращении к заводским работам. Зачинщиков восстания клеймили, били кнутом и отправили в ссылку на вечное сибирское поселение.

Такой подробный экскурс в историю был необходим для того, чтобы показать, насколько крупным и мощным центром Карелии был Кижский погост в ХVII - ХVIII веках. Очевидно, что на погосте сосредоточивалась вся духовная, культурная, экономическая и политическая жизнь округа. Однако продолжим рассмотрение архитектурных и градостроительных особенностей ансамбля. Вот как кратко описывает историю ансамбля Кижского погоста А.В. Ополовников:

"В писцовой книге московского дьяка Андрея Плещеева о заонежских погостах I582-I583 гг. сказано: "Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы".[12] Какие они были - нам неизвестно. Уже значительно позднее, в переписи 1616 г., упоминается, что "верх у Спаса Преображенского шатровый", а относительно Покровской церкви говорится лишь, что она была "теплой".

Преображенская церковь, но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь в 1714 году, в самый разгар Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики и становилась мощной морской державой". [19]

Прежняя обветшавшая Преображенская церковь, как известно, сгорела от удара молнии. План же новой церкви, по преданию, начерчен Петром I: "Петр Первый, путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Кижского острова, заметил множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил план".[13]

"Рядом с Преображенской церковью, - пишет дальше А.В. Ополовников, - как обычно на северных погостах, стоит зимняя теплая Покровская церковь. Она более утилитарна, менее величава в сравнении с летней. Построенная на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые черты стилистического изменения народного деревянного зодчества. Все ее помещения - сени, трапезная, четверик и алтарь - имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Уже сам по себе план выявляет канонизацию всех частей церковного здания и подчинение их задачам культа. /.../

И все же Покровская церковь - один из лучших памятников народного деревянного зодчества Русского Севера. /.../

Покровская церковь прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее звучания совсем иной в сравнении с Преображенской.

Архитектурный ансамбль Кижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни, стоящей отдельно между Преображенской и Покровской церквами.

Это самое позднее сооружение ансамбля, возведенное в 1874 году, когда пора расцвета народного зодчества уже миновала. Новая колокольня была поставлена на месте старой шатровой колокольни и в какой-то мере создавалась по ее подобию. /.../

Обе кижские церкви, колокольня и кладбище были окружены бревенчатой оградой, но до наших дней она не дошла, сохранился только каменный фундамент, на котором уже в значительно более позднее время выросла новая ограда, сложенная из валунов. А ныне существующая сделана в середине пятидесятых годов при реставрации всех памятников архитектуры Кижского погоста. /.../

И, может быть, самое удивительное в этой композиции то, что она создавалась разновременно, не по воле одного зодчего, а на протяжении более чем ста пятидесяти лет!". [19]

Как уже было сказано, неотъемлемой частью ансамбля Кижского погоста являются часовни, разбросанные по берегам озера Онего вокруг острова Кижи. Облик этих часовен тоже складывался постепенно, некоторые из них, вероятно, были утрачены. Эти часовни играли большую роль в создании зрительных связей между частями своеобразного микромира Онежских шхер.

В отличие от церквей в часовнях нет алтаря и размеры их обычно невелики. Большинство часовен бывшего Олонецкого края датируются ХVII-ХVIII веками. Своеобразие их облика отвечало неповторимости окружения природного и архитектурного. Так, в деревне, состоящей всего из двух-трех домов, часовня была поставлена чуть поодаль от жилья, на совершенно открытом и голом месте. Например, в деревне Васильево на самом Кижском острове.

Деревня-резерват Ямка

"Часовни в Заонежье, - отмечает Л.М. Лисенко, - обычно ставились вне селения по берегам озера, на дорогах и реже в сочетании с жилой застройкой". [8]

Упомянутая часовня в деревне Васильеве - единственная из сохранившихся на острове Кижи - возведена также на рубеже ХVII-ХVIII веков. Она была освящена в честь Успения Богородицы. Облик часовни, стоящей у самой кромки воды, соответствует старинной "корабельной схеме: сени - трапезная - собственно часовня (рис. 9). Она представляет сочетание двух основных масс: восточной клети и западного притвора. Над приземистой, внушительных размеров трапезной возвышается небольшая колоколенка.

Часовня в Васильево

Недалеко от Успенской часовни, на Нарьиной горе, там, где сейчас возвышается часовенка из деревни Вигово, когда-то стояла Духовская часовня. Ныне она утрачена. Нарьина гора - самое высокое место острова, по преданиям на нем предполагалось возвести Преображенскую церковь. Сейчас с горы открывается поразительный вид на все пространство Онежских шхер.

Вид с горы на погост

Ближайшая к Кижскому острову часовня - часовня Кирика и Улиты на Большом Климецком острове, к юго-востоку от Кижей. Эта часовня стоит также недалеко от берега, на небольшом возвышении, окруженная елями.

Композиция этой часовни проста - она построена на сочетании двух клетей - восточной и западной. Над западной, большей, клетью построена невысокая колокольня.

Окончательный облик часовни сложился лишь в начале XIX века - была пристроена западная клеть с колокольней.

На Большом Климецком острове находится и часовня Богоматери "Знамение" - одна из красивейших часовен "Кижского ожерелья". Она стоит среди елей в дереве Корба. Известно, что она возведена ближе к концу ХVIII века. Композиция часовни очень индивидуальна - она состоит из объемов часовни и трапезной, имеющих горизонтальную композицию, и высокой колокольни - яркой вертикальной доминанты.

Часовня в Корбе

Часовня в Корбе

К северу от Кижей, на острове Волкостров, находится красивейшая часовня Петра и Павла, возведенная в два этапа в ХVIII веке. Часовня уникальна - все три обьема ее объединены одной кровлей, но молельня усилена второй, приподнятой крышей. Часовня имеет южные и северные галереи, лежащие на вырубках бревен сруба. В западной части часовни возвышается колокольня.

Напротив пролива, на материке, в деревне Подъельники находится маленькая часовенка Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы. План часовни прост - это небольшая двухчастная клетская часовня, но интересна ее шестигранная звонница - очень редкое явление в деревянном зодчестве. Облик часовни сложился также к XIX веку. Как и остальные, она стоит на берегу среди елей и прекрасно видна с воды.

Завершает композицию находящаяся на севере, в деревне Еглово, часовня во имя иконы "Богоматерь всех скорбящих радости", построенная также на рубеже XVIII-XIX веков. Часовня эта была утрачена, но реконструирована А.В. Ополовниковым и впоследствии восстановлена. [19] Часовня построена в едином стиле с другими памятниками "Кижского ожерелья".

Ныне утрачены очень важные для восприятия всей композиции часовни в деревнях Телятниково и Кургеницы и Гарницы.

Сохранилось, однако, несколько церквей, очень важных доминант в общей композиции ансамбля. Особенно важную роль в композиции архитектурного комплекса Кижских шхер играла церковь Николая Чудотворца в Сенной Губе, на юге от Кижей. Ныне этот памятник практически утрачен. Это была самая значительная постройка после кижских храмов по своим размерам и богатству пластического и силуэтного решения.

Никола на Сенной Губе

Никольская церковь была построена в 1810 г. на месте храма - предшественника. Она представляла собой комбинированное каменно-деревянное сооружение в виде блокировки "храм-колокольня".

Никола на Сенной. Реконструкция

Сохранился до наших дней небольшой деревянный храм Ильи Пророка в деревне Леликово на Малом Леликострове.

Важен был также и располагавшийся при въезде в Кижские шхеры с юга ансамбль Климецкого монастыря, и каменно-деревянная церковь в деревне Конда на юге Большого Климецкого острова.

Подвести итог описанию ансамбля Кижских шхер и обобщить все вышесказанное лучше всего словами В.П. Орфинского, который отмечает, что название ансамбля "Кижское ожерелье" "не просто литературная метафора, а отражение "впаянных" в природное окружение церквей и часовен вокруг доминанты - ансамбля Кижского погоста. В состав ожерелья, окончательно сложившегося к XIX в., входили: Климецкий монастырь при въезде в Кижские шхеры, с юга, парный акцент часовня в Гарницах - церковь в Леликово; храм в Сенной Губе; цепочка часовен в деревнях Корба, Телятниково, Воробьи; Кижский погост с аккомпанимирующими ему часовнями в Кургеницах, на Нарьиной горе, в Васильево, в Подъельниках, на Волкострове, в Еглово. И хотя не все акценты сохранились, но суммарное психологическое воздействие их системы остается необычайно сильным". [20]

Окончательно подводя итог исследованию архитектурных ансамблей Кижских шхер, разделим ансамбли на группы по функциональным и объемно-пространственным признакам:

I. - АНСАМБЛИ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ - крупные общественные и духовные центры, отмеченные архитектурными комплексами с богатым пластическим и силуэтным решением:

а. Ансамбль Кижского погоста с оградой.

б. Церковь Николая Угодника в Сенной Губе.

в. Ансамбль Климецкого монастыря.

2. - АККОМПАНИМИРУЮЩИЕ АКЦЕНТЫ -

а. Духовская часовня на Нарьиной горе.

б. Успенская часовня в Васильево.

в. Часовня в Кургеницах.

3. - ПАРНЫЕ АКЦЕНТЫ -

а. Церковь Ильи Пророка в Леликово.

б. Часовня в Гарницах.

4. - ТРЕХЧАСТНЫЕ АКЦЕНТЫ -

А. Южный:

а. Знаменская часовня в Корбе.

б. Часовня в Телятниково.

в. Часовня Кирика и Улиты в Воробьях.

Б. Северный:

а. Часовня Богоматери всех скорбящих радости в Еглово.

б Часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы в Подъельниках.

в Часовня Петра и Павла в Волкострове.

5. - АНСАМБЛИ ПРИБРЕЖНЫХ ДЕВЕВЕНЬ:

а. Линия деревень западного побережья.

6. Линия деревень восточного побережья.

Каждый класс ансамблей отличается особым видом восприятия. Ансамбли Первого класса воспринимаются на большом расстоянии, как статически, так и в движении, причем они играют главенствующую роль и притягивают к себе внимание.

Ансамбли Второго класса закрепляют важные композиционные узлы в непосредственной близости к центру - Кижскому погосту.

Ансамбли Третьего и Четвертого классов играют роль прежде всего створных знаков в акватории шхер и аккомпанимируют главенствующим ансамблям. Их восприятие прежде всего динамическое.

Ансамбли Пятого класса воспринимаются в движении вдоль Кижских шхер, и особенно важно взаимодействие ансамблей между собой, их взаимное влияние.

Но полное восприятие всего ансамбля Кижского ожерелья невозможно в отрыве от природной среды. Рассмотрению природных особенностей Кижских шхер будет посвящена следующая глава.

Ансамбли и природный ландшафт

Ансамбль Кижских шхер нельзя представить в отрыве от неповторимой природы Заонежья.

Кижский архипелаг, или Кижские шхеры, как уже говорилось, находится в северо-западной части Онежского озера. Острова, составляющие архипелаг, образуют сложный и запутанный лабиринт. Есть острова большие - Большой Климецкий (147 км2), и совсем крошечные, по сути плоские камни, едва возвышающиеся над водой.

В южной части пейзажи островов-шхер суровы. Большой Климецкий и Большой Леликовский острова имеют крутые уступы, вокруг них много мелких островов (луд) и подводных гряд. Много гнездовий птиц, есть птичьи базары.

В окрестностях острова Кижи, что на севере архипелага, берега пологие, нередко полузатопленные, поросшие тростником и водно-болотистым разнотравьем.

Расположение островов вдоль Онежского озера делает климат более теплым, чем на окружающем побережье. В пределах архипелага безморозный период дольше - до 139 дней в году. На островах много хорошо прогреваемых склонов, особенно там, где выходят темные шунгитовые сланцы. Поэтому здесь произрастают не очень морозоустойчивые виды растений, а местным жителям наряду с рожью, овсом, ячменем и горохом удается выращивать коноплю, лен, гречиху, огурцы.

В шхерах льды тают раньше из-за прогревания воды. А в заливах в южных и восточных частях Большого Климецкого и Большого Леликовского островов весной скапливаются целые поля разбитого льда, которые стоят неделями. Поэтому весна на севере и в центре архипелага теплее, и все развитие природы происходит быстрее на 2-3 недели, чем на юге. На островах произрастают около 700 видов растений - 2/3 из числа имеющихся в Карелии. Среди них много лекарственных; один из островов в окрестностях Кижей называется Аптекарским. На высокотравных лугах острова Большого Климецкого злаки достигают высоты 170-180 см, а в лесу трава - по пояс. Но наиболее крупные растения можно встретить на островах с карбоновыми почвами: там зонтичные имеют высоту до 3 метров.

На островах обычны березовые, осиновые леса, а также серая ольха, сосны и ели. Встречается карельская береза. Нередки рощи рябин, черемухи, ивы. На севере встречаются липа, вяз, черная ольха. Иногда кустарники (жимолость, крушина, калина, шиповник, смородина, малина) и высокая трава образуют непроходимые заросли (особенно на вырубках и брошенных полях). Участки тайги сохранились на склонах и вершинах гряд, непригодных для сельского хозяйства. [25]

Если рассматривать ансамбль в контексте его природного окружения, то следует отметить следующее. Ансамбль самого Кижского погоста расположен в южной части Кижского острова. Если посмотреть на схему, то это примерно середина отрезка между северным трехчастным ансамблем (часовнями в Еглово, Подъельниках и в Волкострове), и церковью в Сенной Губе. Кижский погост находится на одном из самых узких мест острова, практически свободном от высокой растительности, и поэтому прекрасно воспринимается с воды и с востока, и с запада. Этому способствует и небольшая возвышенность, гряда, на которой стоит ансамбль.

Часовня, некогда стоявшая на Нарьиной горе - самой высокой точке острова Кижи - являлась почти геометрическим центром острова. Сейчас на ее месте установлена часовня из деревни Вигово, и можно убедиться в том, что она видна практически из любой точки острова.

Вид с горы на Васильево

Вид с горы на Ямку

Часовня в деревне Васильево, напротив, видна только с западного пролива между островом Кижи и материком. С востока ее закрывает Нарьина гора. Зато с воды она воспринимается в комплексе с часовней на горе, вместе они образуют "створный знак", отмечающий середину острова для проходящих судов.

Васильево-Нарьина в створе

На расстоянии, практически равном расстоянию от погоста до Нарьиной горы, находятся две часовни южного трехчастного ансамбля - часовня в Воробьях на востоке и утраченная часовня в Телятниково. На оси, образованной ансамблем погоста и часовней на Нарьиной горе, на расстоянии примерно вдвое большем, чем между ними, находится третья вершина - часовня в деревне Корба. Следовательно, треугольники, образованные парными часовнями Воробьи - Телятниково, Кижским погостом и часовней в Корбе приблизительно подобны.

Северный трехчастный ансамбль, как уже говорилось, состоит из часовен в Подъельниках, в Еглово и в Волкострове. Первая находится на материке, на западе от пролива. Часовня в Еглово находится в самой северной части ансамбля, на юге острова Еглов. Часовня в Волкострове находится в северной части одноименного острова, в небольшом заливе.

Треугольник, который образуют эти часовни, почти равносторонний, но расстояния между часовен чуть меньше, чем в южном ансамбле.

По западному берегу, на материке, между Подъельниками и Телятниковым, идет сплошная полоса деревень. Эти деревни отлично воспринимаются в движении по проливу. В свою очередь, практически из каждой деревни виден ансамбль Кижского погоста.

На северной оконечности Большого Климецкого острова, в небольшом заливе, стояла часовня в Кургеницах. Ныне она не сохранилась и ее роль в общем восприятии ансамбля не совсем ясна. Вероятно, она служила ориентиром для судов, идущих в Кижи с востока - из Заонежского залива.

Большое значение для общего восприятия ансамбля имеет церковь в Сенной Губе. Она находится на общей оси с Кижским погостом. Это второе по сложности и богатству пластики сооружение Кижского ансамбля после храмов погоста. Церковь стоит на небольшом мысу в Сенной губе Онежского озера и воспринимается как ориентир на огромном расстоянии как с воды, так и с полей Большого Климецкого острова. Доминирующему влиянию церкви подвергаются многочисленные близлежащие деревни - Плешки, Голиково, Лонгасы, а также все водное пространство озера начиная с линии Телятниково - Корба.

От Сенной Губы вглубь острова уходит дорога в Климецкий монастырь и в крупную деревню Конда.

Церковь в Конде

Недалеко от Сенной Губы, немного южнее по берегу Большого Климецкого острова, стояла часовня в деревне Гарницы. Она взаимодействовала с деревянной церковью в деревне Леликово на Малом Леликовском острове; вместе они сотавляли парный ансамбль, обозначавший вход в заливы Кижских шхер.

На южном берегу Большого Климецкого острова, изрезанном многочисленными заливами и мысами, находился ансамбль Климецкого монастыря, ныне практически полностью утраченный. Он обозначал вход в пролив и был, вероятно, виден на большом расстоянии с озера Большое Онего. Немного восточнее Климецкого монастыря стоит церковь в деревне Конда. Она тоже работает как маяк.

С северной стороны Кижские шхеры оканчиваются заливом Великая Губа. Почти в самой северной его оконечности находится большая деревня Великая Губа - центр Великогубской трети погоста. Некогда она называлась Великий Конец - здесь заканчивался водный путь в Заонежье. Далее по берегу Заонежского полуострова равномерно разбросаны относительно крупные деревни, в той или иной степени отмеченные доминантами, воспринимаемыми с воды. Если идти от Великой Губы на запад, это деревни Кондобережская (часовня), Сибово (церковь), Усть-Яндома (часовня), Типиницы (церковь, часовни), Вороний Остров (часовни), Тамбицы (часовни) и так далее.

Следует также отметить, что восприятие ансамбля самого Кижского погоста с пролива между островом и материком и с обратной стороны острова неодинаково. На материке высокая горная гряда, поросшая лесом, и поэтому с востока ансамбль воспринимается на фоне темной горы, а с запада, с пролива или материка - на фоне неба.

 

Более детальные исследования и иллюстрации можно посмотреть в этих книгах:

Список литературы

  1. Бартенев И.А. Бедоров Б.Н. Архитектура Русского Севера. Л. 1968.
  2. Габе Р.М. Карельское деревянное зодчество. М, 1941.
  3. Гиппенрейтер В. Гармония вечного. Древнее искусство Карелии. Петрозаводск, 1994.
  4. Забелло С.Я. Иванов В.Н. Максимов П.Н. Русское деревянное зодчество. М. 1942.
  5. Крохин В.А. Пропорциональный анализ Преображенской церкви в Кижах и Парфенона в Афинах. Архитектурное наследие и реставрация. Вып.4 М. 1990
  6. Кудрявцев М.П. Москва - Третий Рим. М. 1994.
  7. Куспак Н.В. Никольская церковь в Сенной Губе и ее прототип - Воскресенский собор в Петрозаводске. Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1999.
  8. Лисенко Л.М. Деревянное зодчество русского народа (Заонежье). Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. М. 1975.
  9. Лисенко Л.М. Этапы формирования Кижского ансамбля. Архитектурное наследство, 1979. №24.
  10. Маковецкий И.В. Памятники народного зодчества Русского Севера. М, 1955.
  11. Мильчик М.И. Ушаков Ю.С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л.1981.
  12. Неволин К. А. О пятинах и погостах новгородских XVI века. Прил. VI. СПб. 1853.
  13. Олонецкие губернские ведомости. 1892. №93.
  14. Ополовников А.В. Кижи. М.1976.
  15. Ополовников А.В. Памятники деревянного зодчества Карело-финской ССР. М, 1955
  16. Ополовников А.В. Русский Север. М. 1977.
  17. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество: Памятники шатрового типа. Памятники клетского типа и малые архитектурные формы. Памятники ярусного, кубоватого и многоглавого типа. М. 1986.
  18. Ополовников А.В Ополовникова Е.А. Дерево и гармония. М. 1998.
  19. Ополовников А.В Сокровища Русского Севера. М. 1989.
  20. Орфинский В.П. Архитектурное наследие Заонежья. Кижский вестник. №2. Заонежье. Петрозаводск, 1993.
  21. Орфинский В.П. Деревянное зодчество Карелии. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. М. 1975.
  22. Орфинский В.П. Логика красоты. Петрозаводск. 1978.
  23. Орфинский В.П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии. Архитектурное наследство. №31 М. 1983
  24. Орфинский В.П. , Хеглунд В.Ф. Сенная Губа. Никольская церковь. Архитектурный том свода памятников истории и культуры Карелии. Петрозаводск, 1972 (рукопись).
  25. Республика Карелия. Путеводитель. М. 2000.
  26. Смирнова Э.С. По берегам Онежского озера. Л. 1969.
  27. Тюриков И.П., Фролов А.И. Кижи. Петрозаводск, 1980.
  28. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном зодчестве Русского Севера. Л. 1982.
  29. Ушаков Ю.С. Заонежье (о памятниках деревянного зодчества.) Декоративное искусство СССР №6 1966.
  30. Шургин И.Н. Деревня-резерват - новый экспонат Кижского музея. Реставрация и исследование памятников культуры. Вып.2 М. 1981
  31. Яницкий Н. Севернорусская часовня в начале XVII века. Юбилейный сборник статей студенческого историко-этнографического кружка при университете с. Владимира. Киев. 1914
  32. Architecture of the Russian North. Л, 1976.



Сайт создан в системе uCoz